veleslav13

Category:

Ирий/Вырий — «арийский рай»?..

У современного исследователя славянских древностей Михаила Леонидовича Серякова в книге «Даждьбог, прародитель славян» (2012), в главе «Дажьбог в восточнославянской устной традиции», читаем: «Весьма интересен и образ вырия, который наиболее часто среди всех славянских народов встречается у украинцев. Вот как описывает представления украинцев в начале XX в. об этой мифической стране Г.О. Булашев: “На самом западе (Ушицк. у.), или на юге (Житом, у.), или на самом юго-западе (Винницк. у.), за морями, где солнце ходит близко от земли (Луцк, у.), находится светлая теплая сторона — “тепличина”, вырий. Здесь никогда не бывает зимы, вследствие близости солнца (в Винницком у. — когда у нас зима, в вырии лето и наоборот). В вырии есть теплые колодцы, в которых купаются больные и получают исцеление от своих болезней. Везде там воды и овраги... Так как в вырии тепло, то сюда на зиму улетают те из птиц, которые не могут переносить наших зимних холодов. Раньше всех птиц улетает в вырий кукушка... у которой находятся и ключи от него; весной она последняя оттуда улетает” (Булашев Г.О. Украинский народ в своих легендах и религиозных воззрениях и верованиях. Вып. 1. К., 1909. С. 333). Современная исследовательница Е.Е. Левкиевская определяет вырей (з.-рус. вырей, укр. вырiй, бел. вырай, пол. wyraj) в восточнославянской и восточнопольской традиции как “мифологическую страну, находящуюся на теплом море на западе или на юго-западе земли, где зимуют птицы и змеи”. При этом птичий ирий находится где-то за горами, за лесами, на теплых водах, а змеиный — “в Руськiй землi” (Левкиевская Е.Е. Ирей // Славянские древности. Т. 2. М., 1999. С. 422). Как следует из белорусских причитаний по умершему родителю, вырий мыслился также и как “тот свет”, где пребывают души умерших: “усе пташачки у вырай паляцелi, i ты услед за iмi” (Левкиевская Е.Е. Ирей... С. 423). Образ вырия сложился в эпоху Древней Руси, поскольку встречается уже в “Поучении” Владимира Мономаха: “сему ся подивуемы, како птицы небесныя изъ ирья идуть...” (Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2. М., 1868. С. 137). Интересно отметить существование одноименной реки в Верхнем Поднепровье, по поводу этимологии которой В.Н. Топоров и О.Н. Трубачев пишут: “Вырий, п.п. Ревны, л.п. Снова, п.п. Десны, из апеллятива, ср. рус. диал. вырей, ирей “сказочная заморская страна”, который, в свою очередь, объясняют из иран, airya — “арийская (страна)”” (Топоров В.Н., Трубачев О.Н. Лингвистический анализ гидронимов Верхнего Поднепровья. М., 1962. С. 224). Иную точку зрения высказал Ф. Безлай, который считает, что данное понятие восходит к и.-е. iur — “водоем, море”, ср. лит. jura — “море”. Тем не менее тот факт, что интересующее нас слово встречается лишь в тех славянских регионах, которые не выходят непосредственно к морю, но зато находились в зоне наиболее интенсивных славяно-скифских контактов, делает более вероятной первую этимологию. Таким образом, представления о далекой заморской стране Дажьбога, вручающего там соловью ключи от лета, оказываются полузабытым воспоминанием о далекой арийской прародине индоевропейцев» (цит. по изд.: Серяков М.Л. Дажьбог, прародитель славян. М.: Вече, 2012. С. 45–46).


#Велеслав #Витослава #Черкасовы #Язычество #СлавянскоеРодноверие #Родноверие #РоднаяВера #СолнцеГероев #КнигиВелеслава #СеверныеДневникиВелеслава

Error

Comments allowed for friends only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded