?

Log in

No account? Create an account

Mon, Mar. 13th, 2017, 09:13 am
Символика цвета в искусстве Древнего Египта

Оригинал взят у victorsolkin в Символика цвета в искусстве Древнего Египта


"Несмотря на довольно большое количество оттенков, каноническая палитра художника состояла из шести базовых цветов, на которых следует остановиться подробнее.

Красный, дешер, изготовлялся из окиси железа и охры. Этот цвет ассоциировался с огнем и кровью, символизировал опасность, воплощенную в обитателях «красных» песков пустыни – рыжеволосом, красноглазом Сетхе и его свите. Красный был связан у египтян с такими понятиями, как гнев, разрушение, смерть, входил в такие словосочетания как дешер иб – «красный сердцем», т.е. разъяренный и дешеру – «гнев». Писец обозначал этим цветом опасные и несчастливые дни в календаре, а также выписывал имена змея Апопа и подвластных ему ужасных существ. Красный воплощал разрушительную солнечную энергию и был связан с культом огненной богини Сехмет. Как и некоторые другие цвета, дешер, тем не менее, был амбивалентным: красной была дешрет, корона Нижнего Египта и тет – амулет Исиды. Кроме того, более темным оттенком красного художник покрывал тело статуи мужчины в отличие от желто-кремового, предназначенного для женского изображения.



Синий, хесбедж или иртиу, производился из смеси оксида меди с оксидом железа, или же из растертых драгоценного лазурита или бирюзы. Синий и голубой - подобие необъятных небес и бесконечных вод предвечного океана Нуна, символизировал жизнь, возрождение и благодатные разливы Нила. Голубого цвета были перья у священной птицы Бену и плоть вселенского бога Амона-Ра. Хесбедж воплощал собой священные волосы богов и был посвящен богу Тоту.
Для изготовления краски желтого цвета, называвшегося хенет, также использовали охру и, с конца Нового царства, аурипигмент. Цвет солнца и золота, хенет символизировал вечность и нетленность. Желтым покрывались на росписях золотая плоть богов и все, что изготавливалось из драгоценного желтого металла. В гробнице Нефертари, царица как земная женщина изображена с нежно-розовой кожей, в то время как идущая перед ней Исида – с золотисто-желтой. Возможно, что и жрецы во время некоторых ритуалов окрашивали тело в желтый цвет, уподобляясь тем самым богам.

Зеленый, уадж, приготовляли из растертого малахита или меди. Символ растительности и самой жизни, воплощение всего самого благого, противоположность красного. На протяжении всей истории древнеегипетского искусства неизменно связывался с возрождением, победой над смертью. В Текстах пирамид загробный мир даже называется в знак этого малахитовыми полями; а царь возродившийся в присутствии Хатхор, владычицы зеленых минералов, именуется «зеленым»: «О ты, шагающая широко…, рассыпающая малахит и бирюзу небесную, если ты зелена, то и царь – зеленый, как живой зеленый тростник». Подобным образом в 77-й главе Книги мертвых покойный хочет стать соколом «чьи крылья из зеленого камня». С кожей зеленого цвета часто изображается Осирис; зеленым цветом в древнейшие времена окрашивал глаза царь в ритуале, символизировавшем восстановление целостности Ока Хора уджат, а, следовательно, обретение новой жизни.

Гипс и мел, в изобилии встречающиеся в Египте, составляли основу хедж или шесеп – белой краски. Символизировавший обрядовую чистоту и святость, белый был обязательным цветом одеяний жреца, а также вообще одежды большинства египтян. Из белого алебастра делали огромное количество самых разнообразных сосудов, использовавшихся в священнодействиях, и даже массивные бальзамировочные столы, на которых в Мемфисе мумифицировали священных быков Аписов. Священные животные многих богов также были белыми – среди них Хедж ур – «Великий белый» - павиан, символизировавший предков царя во время церемонии Сед, белая корова Хатхор, белый гиппопотам. Белый цвет также символизировал серебро и, соответственно, ассоциировался с луной. Из серебра, «белого металла», часто изготовлялись статуи мемфисского бога Нефертума, эмблемой которого был белый лотос. Так как традиционной короной Верхнего Египта была Белая корона, хеджет также был геральдическим цветом южных областей страны.

Черный, кем, который изготовляли из угля и сажи, был цветом ночи и смерти, загробного мира и, одновременно, цветом возрождения, плодородия щедрой египетской почвы и драгоценного нильского ила, приносившего Египту ежегодное процветание. Как и зеленый, черный был цветом кожи Осириса и обожествленных после смерти мудрых правителей – Аменхотепа I и его матери Яхмес-Нефертари. Как цвет земли долины Нила, с древнейших времен черный символизировал собой Кемет – священную землю Египта.

Вся палитра цветов могла быть использована египетским художником на двух уровнях восприятия: так, как они встречаются в природе и так, как они взаимосвязаны в системе символических понятий, которым подчинено искусство. Это правило хорошо заметно в некоторых полихромных иероглифических надписях, где встречаются как знаки с базовым цветом, заимствованным из природы – синим для иероглифа, изображающего воду, зеленым – для знака «тростник», так и с цветом, передающим символическую сущность изображаемого. В этом случае мы видим «красный» металлический нож мясника или «голубой» жертвенный хлеб.

Все во вселенной имело в египетском мировоззрении свой основной цвет и его символический заменитель. Небо, дневное или ночное могло быть синим или, соответственно, черным. Синий был также цветом вселенского пространства, наполненного водами Нуна. Одновременно, хоть и крайне редко, небеса могли быть желто-золотыми, принимая божественный цвет светил, в них плывущих.

Земля представлялась черной в значении плодородия и зеленой в значении прибежища жизни; однако эти цвета, сходные в символическом контексте, могли и противостоять друг другу в лице противоборствующих стихий – черной земли и коварного моря, Великой зелени. Сцены, изображающие загробный мир были выдержаны в гамме черного и голубого цветов, говорящих о том, что действие происходит на небе, либо, в царских гробницах, выписывались в желто-золотых тонах, символически показывающих нетленность нового состояния сущности царя, покоящегося в «Золотом зале» своей гробницы. Мог быть здесь, как мы уже видели, быть использован и зеленый – цвет шумящих тростников Полей Иалу, дающий царю вечную жизнь посредством Текстов пирамид, иероглифы которых, покрывающие стены погребальных камер пирамид, были также покрыты зеленой краской.

Символический подтекст использования того или иного цвета был для египтян столь важной характеристикой объекта, что, например, иногда говорилось, что «цвет» богов, то есть их истинную сущность, человеку познать невозможно. Так или иначе, некоторые цвета были особенно тесно связаны с конкретными божествами. Космический сине-голубой ассоциировался с Хехом, богом вечности, Куком, воплощением мрака и Амоном, символизировавшим сокровенное. Голубой также был связан с бараноголовым Хнумом, небесным соколом Хором, Птахом, мемфисским богом-демиургом, и, наконец, лунным Тотом. Зеленый воплощал в себе силу вечной жизни Осириса, а желтому покровительствовала Хатхор.

Народы иноземных стран также имели в представлении египтян свои отличительные сильно стилизованные цвета. Нубийцы и вообще люди, живущие южнее Египта – черные, сами египтяне – красно-коричневые, ливийцы и бедуины западной пустыни – желтые и, наконец, сирийцы и вообще народы севера – белые. Дальнейшая детализация образа представителя того или иного народа достигалась посредством точной фиксации деталей его костюма, прически, татуировок на теле или растительности на лице.

Несмотря на то, что мы довольно много знаем о символике цвета в древнеегипетском искусстве, что в значительной степени облегчает наше понимание конкретных памятников материальной культуры, в этом вопросе все еще остаются большие лакуны, особенно ощутимые при соприкосновении с символической амбивалентностью цветовой гаммы или ее взаимозаменяемостью".

Цит. по: Солкин В.В. Египет: вселенная фараонов. М., 2001, сноски опущены.

Илл: специалисты из института Гетти реставрируют гробницу царицы Нефертари. 13 в. до н.э.